+38 (044) 458-32-93
+380 (5546) 7-62-37
+38 (098) 113 77 07
+38 (095) 113 77 07
+38 (073) 113 77 07

Вкладыши моторно-осевого подшипника – деталь для подвижного состава железнодорожного транспорта, к безопасной эксплуатации которой рынок предъявляет очень жесткие требования. Именно поэтому каждый этап изготовления МОПов играет очень важную роль, в том числе и заливка антифрикционного слоя. Об особенностях этого процесса рассказал начальник термического участка Бериславского машиностроительного завода Виталий Кулик.

Моторно-осевые подшипники предназначены для тяговых электродвигателей в локомотивостроении. Они служат для опоры тягового двигателя на ось движущей колесной пары. –– Вкладыши подшипников, производимые на БМЗ, выполнены из стали, а внутренние их части мы заливаем баббитом марки Б16, чтобы уменьшить коэффициент трения других материалов. – рассказывает Виталий. – Заливку производим на специально оборудованном рабочем месте – на участке заливки вкладышей, оснащенном необходимым оборудованием, устройствами и приборами. Важный фактор этого процесса – слаженная работа заливщиков свинцово-оловянных сплавов. У нас на участке это отец и сын Владимир и Ярослав Ведмедь, которые понимают друг друга с полуслова, и даже мимикой могут сигнализировать, что готовы к заливке.

Чтобы баббит прочно соединился с внутренней поверхностью вкладышей, один из заливщиков их сначала хорошо очищает от окислов и поверхностных загрязнений, промывает и обезжиривает в специальном растворе. Далее удаляет с поверхности подшипника оставшуюся щелочь – промывает в горячей, а потом в холодной проточной воде.

Прочному приставанию баббита к стали способствует и обcлуживание подшипников.

Поверхности, не подлежащие лужению, покрывают глиной, сушат в специальной печи, и уже затем погружают в расплавленную полуду.

Стальной корпус МОПа извлекают из печи, где выполнялось лужение перед заливкой.

Пока подготавливается подшипник, второй заливщик в предварительно нагретом тигле плавит баббит, загружая его небольшими кусками. Процесс плавки контролируется приборами для измерения высоких температур, очищается от попавших в шихту частиц железа и (других) неметаллических примесей. Следят, чтобы температура перед заливкой была выше температуры плавления – тогда баббит становится жидкотекучим и хорошо заполняет форму.

И вот наступает, так сказать, момент истины – непосредственно заливка, процесс, занимающий несколько секунд, но ради которого выполнялись все предыдущие действия и от которого прямо зависит износостойкость и долговечность детали.

Стальной корпус будущего подшипника, устанавливают в центробежную машину и выполняют её пуск. После набора машиной необходимого количества оборотов, производят заливку баббита с помощью ручных ковшей равномерной непрерывной струёй, выжидают время в соответствии с техпроцессом, и далее включают подачу воздуха и воды для охлаждения.

Залитый баббитом вкладыш помещают в термоящик до полного остывания.

– Как видите, все эти операции выполняются вручную, поэтому ближайшая задача, над которой сейчас работает и руководство завода, и наш участок – автоматизация процесса заливки вкладышей. Планируем, в частности, для заливки усовершенствовать центробежные машины и спрееры, а также этап охлаждения вкладышей после заливки. Также старые приборы для измерения температуры баббита, давления воды, воздуха будут заменены новыми электронными. Пока же усовершенствуем работу имеющегося оборудования своими силами и делаем все, чтобы наши заказчики получали качественные комплектующие.